25.12.2020
С Ириной Моисеевой, организатором галереи авторских работ «АлтайТалантБийск», поговорили о том, может ли искусство жить без зрителя, откуда в Бийске меценаты, и «примерили» пирамиду Маслоу на нынешнюю обстановку.
- – Ирина, с тех пор, как весной мы стали говорить слово «коронавирус», другие темы как будто бы пропали. Сейчас все подводят итоги года и понимают, что он был очень скудным на события, не связанные с пандемией. В творческой среде все так же?
– Да, и у нас ситуация, может быть, даже чуть сложнее. Мы вот недавно проводили презентацию книги «Исход» с Сергеем Усиком. И я понимаю, что последний раз подобное событие в галерее было аж восемь месяцев назад! Других событий и не было все это время – вспомнить нечего.
Сегодня я оглядываюсь назад с благодарностью. Раньше мне казалось, что нам чего-то не хватало, недоставало общения, было недостаточно выставок. Сейчас понимаю, что на самом деле все было хорошо.
- – Выставки, презентации, мастер-классы – то, что на какое-то время попало под запрет, – это все те формы общения, которые видны и доступны разным людям. Это итог творческого процесса, который большинство из нас не видит. А в творческой среде какие настроения царят?
– До сих пор нет четкого представления, куда двигаться дальше. Как и все, мы столкнулись с ситуацией, которую никто не мог спрогнозировать. И вот все закрывается, останавливаются все процессы... А ведь в творчестве задействованы две стороны: с одной стороны – мастер, создатель произведения искусства, а с другой – зритель, для которого все и делается. И сейчас пострадали обе эти сферы.
Бийск – не исключение. Мы все сегодня переживаем процесс перезагрузки, переоценку ценностей, трансформацию. Это связано со стрессом. А искусство в первую очередь затрагивает наши эмоции. Но и мастер не может творить, находясь в состоянии стресса, и зритель в таком состоянии не пойдет на выставку.......
https://biwork.ru/news/irina-moiseeva-hudoznik-ne-dolzen-byt-golodnym
- – Какие-то подвижки намечаются?
– Подвижки стали происходить, хотя зритель в залы еще не вернулся. Интуитивно я понимаю, что до февраля это и не произойдет. Но я вижу людей, которые вновь интересуются искусством, и эмоции у таких людей гораздо сильнее, чем были прежде. Чувствуется, как люди соскучились по встречам с творчеством.
- – Для многих выходом стал Интернет. На него взглянули по-новому, оценили те возможности, которые он давал и прежде, но которыми мало пользовались. Люди стали смотреть спектакли онлайн, проходить множество мастер-классов, кто-то начал изучать иностранные языки. Можно ли для себя открыть искусство через сеть?
– Я лишний раз убедилась, что максимально воспринять искусство можно только в режиме офлайн, то есть в реальности.
Будем честны: возможности трансляций у нас были уже давно. Точно так же мы всегда могли посмотреть репродукции или фотографии шедевров мировой живописи. Но всегда хочется оказаться на концерте вживую, попасть на настоящий спектакль, увидеть ту самую картину в музее, а не репродукцию. Мы все знаем, как выглядит «Мона Лиза», но почему же тогда в Лувре выстраиваются очереди, чтобы взглянуть на оригинал?
Я предпочитаю говорить честно и не заниматься самообманом, потому что сегодня нас очень часто убеждают, что Интернет, цифровая связь дают такие же возможности, как личное общение, встречи - в том числе и с прекрасным.
С другой стороны, Интернет действительно открывает новые возможности. Ты можешь почувствовать себя частью земного шарика. Увидев информацию о событиях, происходящих у нас, мне могут написать люди из Крыма, Петербурга, Канады... Оказавшись в центре этой географии, не ощутить эти плюсы невозможно. Интернет дает возможность общаться с коллегами. Спросить, узнать — а как дела у них? Как они справляются? Может быть, чему-то научиться.